09 августа 2011

Египет: впечатления об отпуске


К четвертому отпуску, проведенному в Египте, получила бонус – возможность присутствия на месте исторического события. Само событие напоминало сценарий оранжевой революции – только больше танков. Само название «мидан Тахрир» можно перевести как «майдан Незалежності» . Такие же палатки, кричалки, флаги, бесплатная еда. Ленточки появились позже. Само явление зрелищнее.


Конечно, Дашу Асламову не переплюнуть. Меня не арестовывали. Даже несмотря на наличие зеркалки и такую же ситуацию полного отсутствие европейцев на улицах Каира. Более того, пытались накормить на майдане, извинялись за причиненные неудобства на блокпостах и просто на улице, вещи никто не отбирал и не обыскивал (тогда как местных проверяли на каждом посту), оказывали всяческую помощь и не проявляли ни малейшей агрессии. Даже паспорт очень редко спрашивали. Только один раз представитель народной самоорганизованной полиции, попытавшись открыть молнию на моей сумке, отскочил от моего вопля «Только не переворачивай косметичку вверх ногами!». Шансов быть ограбленной, сбитой машиной мажора или сосулькой с крыши в Украине гораздо больше, чем пострадать во время египетской революции. Можно, конечно, придумать душещипательную историю с похищением, но реальность для меня намного интереснее. Наверное, поэтому я юрист, а не журналист.
Кстати о журналистах. Сидели такие «смелые» и «независимые» в нашей гостинице. За все время пребывания не высунули носа на улицу. Стреляли сигареты и орали, чтобы никто не подходил к окнам. Новости делали просто – бегали от телевизора с Аль-Джазирой к ноутбукам, а при звуках петард – передавали сообщения о перестрелках. Упрощенчество, стремление к зрелищности, непонимание происходящего и просто невежество (в ущерб объективности и анализу событий) как нельзя лучше можно было наблюдать в репортажах из Египта.
Впрочем, с гостиницей повезло – 300 м от Тахрир на площади Талаат Харб, где также разворачивались события.

Граждане, поддерживающие Мубарака, напоминали «донецких» времен оранжевой революции. Называли их также – «бельтаги» (полумафиозные банды). Они наводили страх как на местных жителей, так и на журналистов. Последние повылазили из своих убежищ только в день всеобщей фиесты – после ухода Мубарака в отставку. Когда «донецкие» ушли с улиц. Возможно, именно благодаря моему донбасскому происхождению, я избежала участи вышеупомянутой журналистки. «Донецкие» не проявили ни малейшей агрессии, также позировали перед фотокамерой, как и «оранжевые», т. е. протестующие граждане.

Дружелюбными были и военные. На фоне танков фотографировали детей, а сами танки и БТРы расписывали лозунгами

А полицейских не очень уважали

А здесь, наверное, побывали «оранжевые»

Сам Мубарак похож на «донецкого». Впрочем, часто звучащие в его выступлениях слова «стабильность» и «порядок», действительно означали стабильность и порядок – аэропорты работали (несмотря на панику орущих американок и рейсы, отмененные из-за погодных условий и перегрузки аэропорта эвакуационными рейсами), банки открыли, цены на бензин и курсы валют остались на прежнем уровне. Общение с людьми в разных районах Египта (оазисе Сива, Луксоре, Ассуане и других) показало, что Мубарака любят очень многие. Недовольны протестами каирцы среднего класса, жители провинции и люди, занятые в сфере туризма.
Впрочем, как ни старайся, а недовольные всегда найдутся. Если бы в Украине построили такие дороги, какие проходят по египетскому песку, то цены бы не было политикам, «устроившим» их строительство. Впечатляют также низкие цены на коммунальные услуги, недвижимость, бензин. Не менее впечатляют цены на продукты – 2 LE за килограмм лимонов и 2,25 LE за картофель (то самый, которым наполнены отечественные супермаркеты). Для справки: курс евро 7,85 LE , доллар 5,80 LE . При этом к урс национальной валюты не падает уже 10 лет. Протестующие против коррупции и безработицы египтяне не знают, что такое коррупция по-украински и зарплата в конвертах.
Почему украинцев не объединяет в единую силу стремление к переменам или желание сохранить стабильность? Может быть, дело в особенностях национального характера? Распространенный стереотип о том, что арабы – народ горячий, в процессе непосредственного общения подтверждения не нашел. Наоборот, арабы отличаются здоровой ленцой и философским отношением к жизни. Интересно и то, что протестующие объединились без единого сильного лидера.
Результатом Оранжевой революции стал третий тур выборов, не предусмотренный Конституцией и законами. Требуя третьего тура, мировое сообщество не читало Конституции Украины. Не читали мировые лидеры и Конституции Египта. Как результат - и США, и Евросоюз поддержали фактически хунту военных. Похоже, что политики США и Европы плохо разбираются в том, что происходит за пределами их стран, и запаздывают с приспособлением к изменяющейся реальности. Кстати , указанные лидеры дружили с Мубараком. Так что, Украине можно сделать вывод – в случае конфликтов вряд ли стоит рассчитывать на международную помощь. Интересно, как будут указанные лидеры толкаться в очереди друзей нового египетского президента. Думаю, не обойдется без использования информационных войн со своими коллегами.
Оранжевая революция не принесла желаемых перемен. Каких перемен ожидают египтяне и что станет результатом египетских протестов? Звучат опасения, что к власти придут радикалы из организации «Мусульманское братство». Протестующие, действительно выступали против прогибания под США, а участниками протестов были и местные христиане – копты. Всех объединяет одно – экономика, построенная на процентах и кредитах (т.е. экономика европейского типа ) ведет к большому разрыву между бедными и богатыми, бедности, безработице, коррупции (подробнее об исламской экономической системе можно почитать в моей работе http://islam.in.ua/15/rus/full_articles/1124/visibletype/1/index.html). Кроме того, думаю, что в рамках созданной на Западе социальной модели, экономические кризисы неразрешимы. Несколько лет назад эта тема мало кого интересовала. Последние события заставят пересмотреть взгляды на эту религию.
Египтяне разных вероисповеданий стремятся сохранить национальные традиции. Хотелось бы видеть такое стремление и у украинцев. Но граждане Египта вряд ли будут приветствовать введение драконовских норм шариата. Кстати, «Мусульманское братство» не является лидером оппозиции (как того ни хотелось бы «Аль-Джазире» - усовершенствованному варианту 5-го канала времен оранжевой революции), не представляет интересы большинства, отрицает насилие, а политическая программа братства включает идеи демократии, прав женщин и гражданского общества. Остается надеяться на то, что исламский фундаментализм в Египте останется умеренным, а мой отдых на прекрасной египетской земле традиционно ежегодным.
P . S . Была впечатлена тем, как после победы протестующие вышли на улицу с ведрами, вениками, швабрами и прочим инвентарем, убрали весь мусор, покрасили бордюры, столбы и все, что можно было покрасить, смыли сделанные ими же надписи. Навели после фиесты порядок.

Фроня Надежда


Отправить комментарий