20 ноября 2013

Может ли частное лицо заниматься e-commerce без регистрации предпринимателем



Может ли частное лицо заниматься e-commerce без регистрации предпринимателем? Этот вопрос возник после регистрации очередного законопроекта «Об электронной коммерции» и предусмотренных в нем ограничений в торговле для частных лиц. ИА «Резонанс-Харьков» попросила высказать свое мнение Надежду Фроню, адвоката, партнера Адвокатского объединения «Лига правовой защиты»/г.Киев/.

Надежда Фроня: - Попытки регулировать сферу электронной коммерции предпринимались неоднократно. Уже существовали законопроекты, но ни один из них так и не был принят. Теперь зарегистрирован еще один законопроект № 2306а «Об электронной коммерции».
Согласно пояснительной записке, проект закона призван урегулировать отношения в сфере электронной коммерции. Одна из основных целей – приравнять электронную форму совершения сделки к любой другой. Сегодня в судах существуют проблемы с признанием электронной формы документов. Законопроект четко указывает: «Электронные сообщения или электронные документы, составляющие электронную сделку, могут представляться в качестве судебных доказательств. Допустимость доказательств не может отрицаться исключительно на том основании, что они представлены в электронной форме или в форме бумажных копий электронных сообщений».
Проект предусматривает отмену требования обязательного наличия цифровой подписи на электронном документе, допускает использование также электронной подписи, подписи одноразовым идентификатором и аналога собственноручной подписи. Это позволит значительно упростить оформление электронной сделки. Законопроект также предусматривает, что формальный на сегодня раздел «Правила пользования сайтом» приобретет юридическую силу.
Проект не идеален, но достаточно прогрессивен. Вместе с тем, если проект будет принят в существующей редакции, под действие закона попадут обычные бытовые сделки, заключаемые гражданами. Такие как купля-продажа личных вещей через интернет. Действительно, распространять действие закона на физических лиц, которые не являются предпринимателями, нецелесообразно. Вместе с тем, именно для не-предпринимателей принятый закон не будет иметь существенных последствий. Собственно бытовые сделки заключаются с помощью специальных интернет-ресурсов. И владельцы этих ресурсов будут обеспокоены их функциональностью и удобством пользования для обычных граждан. Можно даже говорить об укреплении доверия граждан к таким сделкам и интернет-ресурсам.
Принятие законопроекта повлияет на граждан, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность с помощью сети Интернет. 70-80% интернет-предпринимателей занимаются своим бизнесом без регистрации и уплаты налогов. Так как исполнительная власть еще не добралась до кибер-коммерции. Именно фискальный интерес – немаловажный фактор появления подобного законопроекта.
Конечно, авторы законопроекта поясняют необходимость его принятия защитой прав потребителей и прочими благими намерениями. Но еще помнятся доначисления налогов и обыски контролирующими органами в офисах известных представителей электронной коммерции.
Однако, если крупные игроки этого рынка с принятием законопроекта получат более или менее определенное правовое поле деятельности, то гражданам, которые занимаются своим бизнесом без регистрации и уплаты налогов, придется пересматривать способы его ведения.
Речь идет именно о предпринимательской деятельности, а не бытовых сделках.
Предпринимательской деятельностью является инициативная, самостоятельная, систематическая, на свой риск деятельность, которую ведут хозяйствующие субъекты (предприниматели) для достижения экономического и социального эффекта и получения прибыли.
Именно систематичность отличает бытовые сделки от предпринимательства. Периодический обмен марками с помощью интернет-аукциона не то же самое, что интернет-магазин, созданный как аккаунт участника того же аукциона.
Ведение предпринимательской деятельности без регистрации является противозаконным.
Ведение деятельности, что имеет признаки предпринимательской, без соответствующей регистрации предусмотрена административная ответственность (ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях), влечет за собой наложение штрафа от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого правонарушения, или без таковой.
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 164 этого Кодекса, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же правонарушение, или связанные с получением дохода в крупных размерах, влечет наложение штрафа от 100 до 500 НМДГ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого правонарушения.
Согласно ст. 255 КУоАП право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 164 Кодекса, имеют, в частности, должностные лица органов внутренних дел, финансовых органов и органов налоговой службы. Дела о таких нарушениях рассматривают судьи.

P.S. Только профессиональный адвокат поможет решить сложные проблемы, лежащие в правовом поле, сможет объяснить, какими могут быть последствия Ваших действий (бездействия), расскажет о судебных перспективах, которые могут иметь место в каждом конкретном случае.
Адвокат в Киеве:
(044) 383-50-62,  (096) 445-47-90

Отправить комментарий