Как мирным гражданам получить
компенсацию ущерба, понесенного в ходе конфликта на востоке страны – АТО
(антитеррористической операции), действий террористов, сепаратистов,
последствий боевых действий? Этот вопрос становится насущным – конфликт в
Донецкой и Луганской областях затягивается, уже многие пострадали, впереди еще
много инцидентов, к сожалению.
Даже если имущество – движимое и недвижимое
– было застраховано, получить в случае нанесения ему ущерба в результате
конфликта на востоке страны практически невозможно. Потому что в страховых
договорах подобные ситуации отнесены к исключениям – массовые беспорядки, война
и т. п. Как тогда быть с компенсацией убытков мирным жителям, которые находятся
в зоне конфликта, но не совершают преступлений или правонарушений?
При отсутствии специальных
государственных программ компенсации ущерба мирным жителям выходом для них
может быть суд. В этом случае наиболее сложными вопросами являются определение
ответчика, сбор доказательств нанесения ущерба, оценка размера ущерба. Надо
также отметить, что судебных прецедентов такого рода в Украине еще не было.
Статьей 19 Закона Украины «О
терроризме» (на основании которого начата АТО) возмещение вреда, причиненного
гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств
Государственного бюджета Украины в соответствии с законом и с последующим
взысканием суммы этого возмещения с лиц, которыми причинен вред, в порядке,
установленном законом. Возмещение вреда, причиненного организации, предприятию
или учреждению террористическим актом, осуществляется в порядке, определенном
законом. Иначе говоря, ориентироваться надо на общеукраинское законодательство,
в частности на Гражданский Кодекс.
Как отмечает партнер Объединения
адвокатов «Лига правовой защиты» Надежда Фроня, основная проблема заключается в
определении круга лиц, которые могут быть ответчиками по делам такой категории:
«Согласно ст. 2, ст. 170 ГК Украины, участниками гражданских отношений являются
физические лица и юридические лица, государство Украина, АР Крым,
территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного
права. Государство приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности
через органы государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод, что
стороной в судебном деле (в нашем случае – ответчиком) должно быть государство
в лице соответствующего органа государственной власти».
Как отмечает Ростислав Кравец,
старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры», подобный иск можно
будет предъявлять непосредственно к Министерству обороны Украины.
Доказательствами нанесенного ущерба
может быть все, предусмотренное процессуальными кодексами, – фото– и видеофиксация,
показания свидетелей, заключения экспертов. Проблемы начнутся на этапе
доказывания вины определенных лиц в причинении ущерба, а также
причинно-следственной связи между их действиями и ущербом.
Надежда Фроня, в частности,
рекомендует: «Учитывая возможность изъятия имущества (в процессе вооруженного
конфликта – Авт.), следует заблаговременно побеспокоиться о подготовке
документов, подтверждающих оценку имущества. Наличие таких документов поможет
избежать занижения стоимости изымаемого имущества при проведении его оценки на
дату изъятия». Не исключено, что получить судебную защиту своих прав даже в
результате долгого процесса рассмотрения дела, апелляций и т. п., не удастся, и
тогда придется обращаться в Европейский суд по правам человека.
Что делать
1. Собрать
фото– и видеосвидетельства состояния имущества до нанесения ущерба. Подкрепить
их свидетельствами очевидцев, соседей, представителей органов власти.
2. Собрать
свидетельства нанесенного ущерба, в том числе по возможным показам дома
(автотранспорта, другого имущества) в сюжетах теленовостей, в видеосервисах, в
соцсетях.
3. Определить
размер ущерба (сделать оценку). Это касается и случаев временного изъятия
имущества, изымаемого органами власти либо террористами в ходе действия АТО или
после введения военного положения.
4. Определить,
кто ответчик. Ответчиком может выступать государство, органы государственной
власти, их конкретные представители, террористы, сепаратисты.
5. Обратиться
к квалифицированному юристу, желательно на этапе начала сбора доказательств.
6. Обратиться
в суд за защитой своих прав, указав сумму ущерба, исковые требования и
обстоятельства, которые позволят в случае позитивного судебного решения
возместить ущерб.
Что может быть изъято госорганами у
частного собственника/предпринимателя во время АТО:
Статья 15 Закона Украины «О борьбе с
терроризмом» дает право в районе проведения антитеррористической операции
должностным лицам, привлеченным к операции:
п. 7) использовать в служебных целях
средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие
гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, за
исключением транспортных средств дипломатических, консульских и других
представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения
террористического акта, преследования и задержания лиц, подозреваемых в
совершении террористического акта, или для доставки лиц, нуждающихся в срочной
медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту
преступления.
Что может быть изъято госорганами у
частного собственника/предпринимателя во время военного положения:
Статья 15 Закона Украины «О правовом
режиме военного положения» предоставляет право в Украине или в отдельных ее
местностях, где введено военное состояние (положение), военному командованию
вместе с органами исполнительной власти (местного самоуправления):
1) использовать мощности и трудовые
ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд
обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной
деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
3) изымать для временного
использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других
центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин,
предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том
числе в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности, –
транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты,
связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие
документы установленного образца;
10) в случае нарушения требований или
невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий,
учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан
радиопередающее оборудование, телевизионную, видео– и аудиоаппаратуру,
компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;
12) изымать у граждан огнестрельное
оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций
также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы,
сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
14) устанавливать для физических и
юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих
и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
19) принудительно отчуждать или
изымать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны.
Источник:
http://dengi.ua/clauses/129403_Otvet_chitatelyu_kak_kompensirovat_ushherb_ponesennyj_v_hode_voennyh_dejstvij.html
Отправить комментарий