26 апреля 2013

К вопросу о необходимости реформы МВД



К написанию этой статьи меня подвигло сообщение о том, что предполагаемая реформа МВД Украины не может быть завершена, как планировалось, к 2015 году. Предполагалось, что к этому времени милиция уже будет полностью реорганизована.
Согласно рабочей версии МВД планировали сделать гражданским ведомством, по образцу европейских стран. Борьбу с преступностью хотели отдать полиции, а расследование экономических преступлений – поручить новому подразделению, куда бы вошла и налоговая милиция. Плановый запуск реформы – 2013 год. Но уложиться в срок чиновники не могут, а я думаю, и не хотят.

Согласно плану, реформа предполагала массовые сокращения в системе МВД, что, на мой взгляд, в принципе оправдано, если учесть что согласно официальному сайту МВД Украины, личный состав министерства (всех служб) составляет 381тыс. человек, и это на 45млн. население Украины! Это очень много… Например личный состав МВД УССР на 1990г. составлял 47тыс.человек, и населения было больше… Однако власть посчитала, что сейчас не лучшее время для сокращения милиции.
«Для реорганизации милиции ситуация в стране должна быть более спокойной. Сегодня не работает парламент, постоянно проходят митинги оппозиции», – объясняет Оксана Маркеева, заведующая отделом стратегии реформирования сектора безопасности Нацинститута стратегических исследований. Вот и ответ - нужны ресурсы давить выступления против власти и это помимо того, что было заявлено, что не хватает в связи с введением нового УПК следователей примерно 5000человек. Вывод очень прост -огромные штаты работников силовых структур МВД (Беркут, Грифон, Сокол и т.д.) и неукомплектованные подразделения оперативных работников. Явные признаки того, что власть содержит огромный репрессивный аппарат, нацеленный не на поддержание порядка и раскрытие преступлений, а подавление выступлений возмущенного населения.
Появилась информация, что реформа милиции будет после 2015г., т.е. после выборов президента. К этому времени должен быть подготовлен новый законопроект о полиции. Основная идея документа – разделение полномочий Министерства внутренних дел, где будут работать только чиновники, ответственные за политику ведомства, и полиции, куда передадут функции по борьбе с преступностью. Что задумано, не понятно. А пока министр МВД Украины Захарченко в интервью говорит не о реформе МВД как такового а модернизации милиции. Что это? И как понять….вот мне и грустно! Милиция в таком виде какая она есть не устраивает ни людей, ни бизнес ни кого…только власть (скорее отдельным личностям во власти)власть использует ее как ей выгодно. Работа МВД не эффективна и опасна для населения страны. Вот небольшие выдержки из последних сообщений.
«Национальный антикоррупционный комитет возглавляемый Президентом, не работает и уже не собирается больше года. Государственная антикоррупционная программа, стоимостью более 700 миллионов гривен, не работает. Мы проанализировали коалицией общественных организаций - на тройку даже не дотянула власть по выполнению этой программы. Под действием тендерного законодательства выведено огромное количество государственных закупок, и это огромная коррупция, которая сейчас остается без внимания », - заявил Богдан Якимюк.
Согласно последним опросам уровень доверия к украинской милиции ниже, чем в России и других странах СНГ, я не хочу здесь приводить страны Африки.
Истории о «крышевании» проституции правоохранителями украинская пресса печатает со времен обретения Украиной независимости. Но никаких изменений нет. «Запятнанные» ведением секс-бизнеса правоохранители счастливо уходят от ответственности, подпольные бордели продолжают трудиться, обеспечивая «шишкам» в погонах роскошную жизнь: виллы, «лексусы», яхты, дорогой заграничный отдых и посещение шикарных ресторанов.
Самые громкие уголовные преступления в Украине совершили работники милиции это и дело Гонгадзе и банда Гончарова и др. из последних это так называемая «банда лысых», преступная деятельность которой прогремела на всю Украину. Банда состояла  преимущественно из сотрудников правоохранительных органов. Сейчас на скамье подсудимых - восемь членов ОПГ. Но это далеко не все. Вместе с ними должен был сидеть и главный организатор преступных деяний, идейный вдохновитель банды – следователь запорожского ГУВД Александр Середин, известный в преступном мире как «Сан Саныч». Группировка Середина снискала себе славу одной из самых жестоких ОПГ 2000-х годов в Украине.
Из более чем 114 тысяч жалоб на милицию, поступивших в прокуратуру в прошлом году, было расследовано только 0,28%. Безнаказанность порождает дальнейшее процветание пыток и жестокого обращения сотрудников правоохранительных органов к гражданам своей страны. Amnesty International (Международная Амнистия - МА) рекомендует Украине лишить прокуратуру права заниматься расследованием этих преступлений: она все равно не в состоянии изобличить виновных. Потому, что она - зависима, предвзята и бессильна…
И наконец, недавняя история с которой мне пришлось столкнуться. Артем Гераймович-Магаляс был задержан в Симферополе за то, что… не явился в суд по повестке по делу об украденной дрели и двух мобильных телефонов. Повестку отправили по неправильному адресу. По словам Артема, еще до прибытия в Железнодорожный райотдел милиции г. Симферополя, он был избит сотрудником милиции во время задержания. Причем, с регистрацией задержанного милиция тянула до следующего дня, что является грубым нарушением норм КПК. В райотделе Артема избивал один из садистов в милицейской форме, двое других за этим наблюдали. Чего им было нужно? Признания в совершении ряда преступлений.- «Этот милиционер взял металлический крюк, натянул на мой нос и прорвал его, когда я отказался сознаваться», - вспоминает Артем. От болевого шока Артем потерял сознание, очнулся только через неделю в больнице. По документам, с которыми Артем поступил в больницу, значилось, что его милиция таки задерживала, но не 18 апреля 2012г., а 21-го, а 24-го его в камере металлической трубой покалечил… задержанный, страдающий тяжелым маниакально-депрессивным психозом. Милиция открыла  против последнего уголовное дело, однако не предоставила суду и прокуратуре ни отпечатков на металлической трубе, ни видеозаписи из отделения милиции и следственного изолятора в качестве потенциальных доказательств. А того, кто якобы покалечил Артема, ни привлекать нельзя, ни допрашивать…психически больно. Почти два месяца медики лечили тяжелые увечья Артема: травмы мозга, переломы черепа и пытались восстановить изуродованное лицо парня. Согласно данных судебной экспертизы, на его теле не было ран оборонительного характера, что дает основания полагать: когда его избивали, его подвижность была ограничена либо же он был в бессознательном состоянии во время нападения…Уголовное дело было отправлено на дополнительное расследование, где и благополучно пребывает до сего часа.
Правоохранительные органы в Украине будут продолжать применять пытки до тех пор, пока они будут уверены, что это не повлечет для них серьезных последствий, - заявил в Киеве заместитель директора программы Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Давид Диаз Жожекс. - Прокуратура же в свою очередь показывает из года в год, что она не заинтересована создавать такие последствия. Эффективно расследовать такие преступления могло бы созданное национального бюро расследований, и его создание предусмотрено вашим законодательством.»-заключил Давид Диаз Жожекс.
Уровень доверия к российской полиции даже после медеведевской «реформы» составляет от 7 до 15% – один из самых низких показателей в мире. В Украине этот показатель еще меньше что означает, что украинцы воспринимают МВД как враждебный или оккупационный институт власти. Это уже очень серьезный внутренний конфликт внутри общества, который может вылиться в очень сложные события и взаимную ненависть, и суды Линча когда население возьмет на себя карательную функцию и будет само вершить «правосудие» по отношению к виновным лицам.
С вышеперечисленными проблемами сталкивались многие правоохранительные системы стран Европы да и не только Европы. Достаточно вспомнить проблемы полиции Франции и Испании в 70-80х годах, полиции Польши в 90-Х и  Полиции Грузии в 2000-х г.г.
С такими проблемами столкнулось и население США в начале 1970-х. Американская полиция испытывала те же проблемы, что и украинская милиция – недоверие населения, коррупция, излишняя жестокость, непрофессионализм, и все это на фоне нефтяного кризиса и массового выступления афро-американского населения США за социальную справедливость. В 1972-м за её реформу взялись власть и общество, поставив полицию под жёсткий контроль. Вскрылись многочисленные факты коррупции и сращивания полиции с организованной преступностью, случаи купли-продажи должностей и т.п. Не правда ли, знакомые мотивы? У правительства США хватило политической воли проанализировать ситуацию, выработать концепцию реформирования и реализовать программу.
Можно было бы предложить следующие шаги для решения этого вопроса.
Прежде всего, это ужесточение внутреннего контроля в милиции, не мнимого, а реального. Создание в МВД Украины отделов по моральному поведению сотрудников МВД, не решит проблему, а будет очередным пустозвоном.
Я уверен, что нужно внести личную ответственность руководства за подчинённых и создать в каждом райотделе отделы внутренней безопасности. Отделы внутренней безопасности должны напрямую подчиняться начальнику городского управления милиции. Сотрудников в них не направлять должны на службу, а приглашать персонально. Кого именно как и какой количественный состав должен быть, это отдельная тема.
После нескольких лет работы в отделе ВБ, в котором расследуются преступления коллег по ведомству, сотрудников ВБ переводят в личный состав районного отдела, городского управления или другие департаменты – это делается для того, чтобы они не успели обрасти в спецотделе нежелательными связями. Этот же отдел ВБ внедряет в другие подразделения «сотрудников под прикрытием». Оставить сообщение отделу может любой гражданин Украины, который проживает не только по месту расположения райотдела, а и в других регионах Украины.
Я уверен, что необходимо увеличить заработную плату рядовым сотрудникам милиции, чтобы им было что терять, соответственно увеличить льготы. Насколько поднять зарплату, не могу ответить. Наверное, на столько, на сколько  рядовому и офицерскому составу. пойманным за руку, было бы что терять. Здесь уместны и премиальные и страховка и льготы по ипотечным кредитам. Через 20-25 лет службы он может уйти на пенсию и рассчитывать на 50% от заработка. Если он выходит на пенсию после 30 лет службы, она составляет 75% от заработка.
Обязательно необходимо взаимодействие с обществом. Для этого необходимо изменить стиль работы милиции. Под этим подразумевается налаживание сотрудничества с обществом. На сегодняшний час эта связь, в отличии от 60-70-х г. в СССР, утеряна. Для этого необходимо разработать ряд программ, направленных на то, чтобы вовлечь население в работу милиции. В СССР неплохо в 60-70х.г.г. зарекомендовали себя подразделения народных дружинников, составленные из местных жителей.
Программы для вовлечения граждан для работы с милицией надо сделать обязательными к применению. Например, каждый ГОМ по закону должен был привлечь к работе определённое количество волонтёров из числа обычных граждан. Они и составляют костяк этой «дружины»: патрулируют улицы и помогают обеспечивать порядок на массовых мероприятиях. Это общественная работа, она никак не оплачивается, но предполагает определенные льготы.
Перед началом работы «дружинники» проходят краткий учебный курс. Так устраняется психологический барьер между обществом и милицией, а сама система становится более открытой, поскольку в неё попадают люди извне.
Кроме того, в каждом районе, участке необходимо ввести практику «секретных осведомителей» – это тоже необходимо законодательно закрепить как обязанность начальников райотделов. Эти люди фиксируют нарушения работников милиции, других граждан и сообщают о них руководству РОВД (за это предусмотрено вознаграждение).
Обязательно необходимо высокие стандарты милиции. Чтобы попасть в милицию, гражданин должен закончить милицейскую школу. Рядовой сотрудник отделён от начальника райотдела званиями и, чтобы получить повышение, он должен хорошо проявить себя. Начинает любой новобранец с самой сложной и неблагодарной работы: несколько лет все сотрудники милиции обязаны патрулировать улицы (благодаря этому со спецификой основной работы знаком будет каждый).
Только после этого, зарекомендовав себя, он вправе претендовать на следующую должность – оперативного работника,  следователя др. Ещё через 5 лет оперативный работник, следователь, др.  может выйти на следующий уровень, пройдя профессиональный экзамен. И так при каждом повышении: отличные результаты, не менее 3-х лет в нынешнем статусе и всё более сложное квалификационное испытание.
Но даже самые выдающиеся показатели не позволят занять место начальника городского или областного УВД  большого города или области. На эту должность человека назначают органы исполнительной власти, и он должен быть штатским. Такая система снижает опасность формирования коррупционной пирамиды.
Необходим общественный контроль за милицией. Здесь уместны и правозащитные организации и журналисты. В принципе создать при начальнике ГУВД , областном УВД общественный совет, в который бы вошли адвокаты, журналисты, бывшие работники милиции и т.д. Совет рассматривал бы жалобы и заявления о нарушении должностных полномочий милиционерами  и может сам проводить расследования (что-то типа ВСК в Верховной Раде). Их результаты считаются предварительными и отправляются начальнику ГУВД, который и принимает решение о наказании провинившегося. Если он сочтёт, что нарушение заслуживает большего наказания, то дело передаётся Прокурору. Слушания представляют собой разбирательство по сути, на них присутствует обвиняемый сотрудник милиции, предоставляются аргументы и доказательства обеих сторон. Принимается окончательное решение по результатам слушаний, как наказать работника милиции или прокурор начинает уголовное производство, если действия сотрудника подпадают под уголовный кодекс. Милицейское руководство должно  регулярно делать доклады по коррупции в милиции. Самое главное – надо избавиться от приоритета «палочной системы» и оценивать  работу милиции, основываясь на мнении граждан (один из действенных механизмом – регулярные опросы населения об эффективности деятельности милиции).
Что касается других подразделений милиции как-то ГАИ, экспертной службы (ее на мой взгляд необходимо вообще вывести из состава МВД), разрешительной системы и т.д. отдельная и большая тема для дополнительного обсуждения а сейчас это просто наброски концепции как я себе ее представляю.
Свинцицкий И.А.

P.S. Только профессиональный адвокат поможет решить сложные проблемы, лежащие в правовом поле, сможет объяснить, какими могут быть последствия Ваших действий (бездействия), расскажет о судебных перспективах, которые могут иметь место в каждом конкретном случае.
Адвокат в Киеве:
(044) 383-50-62,  (096) 445-47-90

Комментарии приветствуются
Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Отправить комментарий