20 марта 2014

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА ИСЛАМСКОЙ И УКРАИНСКОЙ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ


1. Вступление.
Положительные черты глобализации бесспорны - экономический рост, высокая производительность, распространение передовых технологий, усиление международной координации. Вместе с тем глобализация несет значительные риски, связанные с усилением неустойчивости экономики и углублением неравномерности развития. Еще один негативный аспект глобализации - распространение единых стандартов на национальные культуры. Чем теснее становятся межгосударственные связи, тем более похожа на остальные становится и каждая отдельная правовая система.

Вместе с тем, правовые системы государств отражают закономерности их развития, исторические, национально-культурные особенности. Правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве и правоприменительной практике.
Раскрыть в небольшой по объему работе все аспекты сближения правовых систем с одной стороны, и сохранения их самобытности с другой стороны, невозможно. Данное исследование посвящено сближению романо-германской и мусульманской правовых систем на примере норм законодательства Украины, а также роли мусульманского права в современных немусульманских странах и регионах. В исследовании анализируются сделки, предусмотренные законодательством Украины, с точки зрения мусульманского права. Исследование не претендует на доскональный анализ возможностей применения норм законодательства Украины правоверными мусульманами, поскольку такие консультации может дать только знаток шариата.
Данное исследование не лишено недостатков. В некоторой степени это можно объяснить практическим отсутствием исследований, касающихся оценки перспектив применения норм шариата в современном мире. Основная часть имеющейся литературы посвящена исключительно исламским банкам и сильно идеологизирована. В исследовании сделана попытка рассмотреть проблему объективно, глазами юриста, свободного от политических или религиозных догм. Объем работы не позволяет уделить достаточное внимание механизму воплощения в жизнь рекомендаций Корана по разрешению глобальных проблем и в достаточной степени описать, в какой плоскости традиционные исламские ценности могут продуктивно взаимодействовать с ценностями свободного рынка.
Вместе с тем, ответы на эти сложные вопросы требуют дальнейшего научного поиска, рамки которого очерчены в исследовании. Избранный подход, по мнению автора, позволяет приблизиться к объективному рассмотрению сделок с позиций разных правовых систем, сопоставить полученные выводы, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте.
В прикладном аспекте исследование может быть интересным, в частности, для практикующих юристов, которые сопровождают инвестиционные проекты и отдельные сделки, участниками которых являются физические лица, исповедующие ислам, и юридические лица – резиденты исламских стран.

2. Глобализация финансовых рынков и сближение систем права.
Причинами глобализации финансового рынка являются объективные процессы общественного развития. Глобализации финансового рынка позволяет осуществлять финансовые операции непрерывно в течение суток во всех частях мира. Финансовая глобализация способствует снижению недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира и способствует высоким мировым стандартам, росту профессионализма в управлении финансовыми рисками. Кроме того, усиление конкуренции на национальных финансовых рынках сопровождается снижением стоимости финансовых услуг.
Вместе с тем, финансовая глобализация имеет ряд негативных моментов. В случае экономических или политических проблем в стране финансовые ресурсы могут мигрировать, нанося своим уходом ущерб. Финансовые кризисы, возникающие в крупных финансовых центрах влияют на другие страны и регионы. Более того, блага финансовой глобализации, получаемые в результате ликвидации барьеров между национальными финансовыми системами, как правило, распределяются неравномерно. Наибольшие выгоды получают страны, чье лидерство в процессах финансовой глобализации, в разработке ее стандартов и механизмов несомненно. Поэтому, чтобы глобализация была для страны благом, необходимо совершенствовать и национальные, и международные (глобальные) институты, в рамках которых действует экономика страны и перенимать опыт государств, преуспевших в современных условиях.
Рост количества международных экономических операций, а также интернационализация жизненных условий создают потребность в унифицированной системе права. Поэтому скорость глобализации стран, право которых относится к одной правовой системе, намного быстрее. Соответственно страны, право которых относится к разным правовым системам, имеют определенные трудности.
Унификация, стандартизация, единообразие элементов права отдельных стран – одна из тенденций глобализации. Изменения происходят с классификацией основных правовых семей современности. Классическое их деление на англосаксонскую, континентальную, мусульманскую и систему обычного права переживает существенные трансформации, причем тенденция такой трансформации сводится к их сближению, взаимному проникновению.
Тенденция к единообразию содержания и формы правовых систем отдельных стран вряд ли приведет и не должна привести к их полной унификации. Такая тенденция не означает, что их различия будут полностью исключены. Специфика права каждого государства - это его национальное достояние, исходящее из исторических судеб народа, особенностей социального развития, природных особенностей и других факторов. Поэтому при существующей тенденции к унификации заметно стремление сохранить историческое наследие, национальную и религиозную идентичность.
Каждая национальная правовая система требует уважения к своим особенностям, к тому позитивному, что можно было бы перенять у нее в качестве образца. Ведь идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран, не существует. Положительные и отрицательные черты имеет каждая правовая система. Так, в романо-германской семье доктрина, выражающая тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Пример тому - тоталитарные режимы, поставившие закон над правом.
Развитие партнерских отношений между предпринимателями Украины и стран исламского мира актуализирует возможности сближения мусульманской правовой системы и романо-германской, к которой относится правовая система Украины. На первый взгляд между этими правовыми системами лежит огромная пропасть.
Основой романо-германской правовой семьи являются нормативно-правовые акты, которые, как правило, кодифицированы. Источниками романо-германского права являются закон, обычай и судебная практика. Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно представляет собой одну из многих сторон ислама. Так называемый путь следования (шариат) и составляет мусульманское право.
В ХІХ веке возникла тенденция рецепции норм других систем права, шариат начал уступать главенствующие позиции законодательству. Правовые системы стран исламского мира стали строится по двум основным образцам: романо-германскому и англо-саксонскому. В то же время ни в одной стране шариат не потерял своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Сегодня можно говорить о наличии двух тенденций – «ренессанс» шариата с одной стороны (отдельные нормы и институты мусульманского права, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике), и определенная демократизация (в частности, семейного, избирательного права) с другой стороны. Тенденции на первый взгляд взаимоисключающие. Но только с точки зрения нормативистского подхода. Такой подход есть недостаточным для понимания того места, которое нормы шариата занимают в правовой системе и в правовой надстройке. Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в законодательстве. В некоторой степени постичь сущность мусульманского права можно через его роль в исламской экономической модели.

3. Исламская экономическая модель.
Исламский мир дает пример влияния религии на экономические процессы. В Коране запрещены сделки с использованием ссудного процента. Хотя экономика многих мусульманских стран далека от идеалов ислама, тем не менее, во всем мире создаются финансовые институты, работающие согласно нормам шариата. Считается, что исламская экономическая модель, основанная на положениях Корана и Сунны, возникла в Средневековье благодаря трудам мусульманских правоведов. Окончательное формирование этой модели в ее современном виде началось во второй половине XX века.
Исламскую экономическую модель схематично можно описать несколькими положениями, которые в той или иной  форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама. Человек - не собственник ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи). Ресурсы принадлежат лишь их Создателю - Аллаху. Человек на время своей жизни является только поверенным Аллаха по распоряжению этими ресурсами. Ресурс, доверенный человеку, должен использоваться на благо общества, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы. Применение ресурсов или обмен ими не является актом эксплуатации, если при этом не нарушаются стоимостные пропорции, а также заблаговременно не устанавливается обязательное к выплате фиксированное вознаграждение за ресурс. Упрощая, можно сказать, что главное отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет отказаться от такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному числу субъективных, в том числе спекулятивных воздействий, и использовать более адекватную категорию "эффективности капитала". Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях.
Постулат, сформулированный еще в VII веке, заслуживает изучения. Особенно в связи с усилением влияния процесса глобализации мировой экономики. Действительно, мобилизация средств через долевое финансирование (equity finance), являющаяся основой исламской экономической модели, имеет значительные преимущества. В западной экономике размер ссудного процента диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от прибыльности компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, динамика развития реального сектора способствует установлению благоприятного инвестиционного климата и эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.
Применительно к сфере экономических отношений мусульманское право содержит запреты: риба (ростовщичество), участие в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента, и гарара (опастность), чрезмерной неопределенности в сделке. То есть, большинство финансовых инструментов, являющихся краеугольным камнем западной модели экономики (кредиты, ипотека, страхование), неприемлемы для миллионов мусульман во всем мире.
Идея применения исламских инструментов для управления и организации финансовой сферы как противовеса западным финансовым учреждениям, связана с общим подъемом ислама, его возрождением. Работа ученых в 60-е годы XX века привела к появлению первых финансовых учреждений, пытавшихся реализовать положения исламской экономической модели на практике. В 1963 году в Египте был создан первый исламский банк "Мит Гамр Бэнк", работавший на основе беспроцентного финансирования. К 1967 году в Египте действовало уже девять подобных банков. Однако их религиозная сущность не афишировалась из-за господствующего политического режима. «Возвращение к истокам» властями не поощрялось. Когда популярность новых финансовых институтов стала угрожать государственному банковскому сектору, основатель первого исламского банка Ахмед аль-Наджар был отстранен от руководства, а его банки слиты с казенными банками.
Ахмед аль-Наджар был вынужден эмигрировать сначала в Судан, потом – в Саудовскую Аравию. Там его новации были оценены. Саудовская Аравия вскоре стала мировым центром исламского банковского дела. В настоящее время практически во всех странах, где существуют значительные мусульманские общины, функционируют различные институты, в основе деятельности которых лежат положения шариата. Исламские банки завоевали устойчивые позиции не только в своих странах.
Вместе с тем, перед миллионами правоверных мусульман, занимающихся бизнесом, стоит серьезная проблема, поскольку современная мировая финансовая система основана на процентном кредитовании.

4. Финансовые кризисы, требования шариата и ссудный процент.
Все существующие течения внутри ислама единодушны в том, что экономика должна строиться на основании принципа исключения взимания ростовщического процента (риба). Этот принцип известен и немусульманской литературе. Запрет ростовщичества упоминается в Старом и Новом Заветах. Следует подчеркнуть, что отношение к проценту в Европе не было однозначным. Так, в Англии вплоть до середины XVI века закон запрещал взимание процента и рассматривал его как ростовщичество.
За счет взимания процентов денежные состояния увеличиваются через регулярные промежутки времени. Известный пример: если бы кто-нибудь в год Рождества Христова положил в банк один пенни под 4% годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю, а в 1990 году – 8190 таких шаров. То есть, в длительной перспективе выплата процентов как математически, так и практически невозможна. Кроме того, это объясняет, почему через регулярные промежутки времени возникали и возникают острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою неплатежеспособность. Выявление причин, вызывающих одинаковые кризисы в различных странах имеет практический смысл.
Говорить о том, что причиной таких кризисов является ссудный процент, позволяет опыт Японии. Секрет японского чуда заключается в том, что японские банки всегда работали в режиме инвестиционных фондов, а не ростовщических контор. Образуя тандем с научно-производственным комплексом, они обеспечивают успешное развитие Японии при полном отсутствии источников сырья и иных ресурсов. Доходы банков формируются как часть доходов производственных корпораций, ссудный процент составлял десятые доли процента в год, а в настоящее время равен нулю.
Таким образом, можно сделать вывод, что процентные сделки нарушают принцип справедливости экономической системы. Ведь заёмщик должен выплатить заранее оговоренный процент даже в случае несения убытков. Справедливой может быть лишь та ситуация, когда индивид получает вознаграждение пропорционально затратам умственного и физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму  и проценты. Нестабильность системы, основанной на проценте, ведёт к банкротствам, результатом которых является потеря производственного потенциала и безработица. Процентная экономика ориентирована на безопасность, а не на рост. Финансовые институты, заинтересованные в безопасном возврате средств, ограничиваются только «безопасными» заёмщиками. Такая направленность на сохранность средств и лимитирование финансовых потоков препятствуют росту. Также отрицательно влияет на уровень роста и увеличивает диспропорции в распределении дохода то, что процентная система не является стимулом для инноваций, особенно  для малых предприятий.
Отрицательные особенности ссудного процента не только помогают понять причины его запрета, но и обосновывает создание альтернативной экономической системы. Поиски такой альтернативной системы ведутся давно. И сводятся к логичному результату: процентная экономика может быть успешно заменена беспроцентной. Так, существует теория «социального кредита». Сторонником социального кредита был Форд, пытавшийся воплотить его в своей автомобильной империи на начальной стадии ее развития. Еще в конце XIX века коммерсант Сильвио Гезель вывел зависимость скорости распродаж товаров от банковской процентной ставки. Сформулированная им идея «естественного экономического порядка» подразумевает выплату банкиром компенсации за изъятие денег из оборота. В 30 - е годы последователи теории Гезеля провели эксперименты в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции и США. В Вёргле (Австрия) плата за пользование «беспроцентными» деньгами составляла 1 % в месяц (12 в год). Именно в это время, когда многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, уровень безработицы в Вёргле снизился за год на 25%. Однако, когда многие общины в Австрии заинтересовались этой моделью, Национальный банк Австрии усмотрел в этом угрозу своей монополии и запретил печатание свободных местных денег. Несмотря на то, что спор долго рассматривался в судебных инстанциях Австрии, европейским общинам не удалось повторить этот эксперимент.
Из современных экспериментов по обмену товаров и услуг с помощью беспроцентных денег известен проводимый на острове Ванкувер в Канаде Майклом Линтоном. В Швейцарии с 30-х годов в масштабе всей страны работает обменный ринг, называемый WIR - одна из попыток беспроцентного обмена товаров и услуг, которая была осуществлена. В Дании с 30-х годов и в Швеции с 60-х годов существует система банков «Земля, Работа, Капитал», которые предлагают беспроцентные кредиты после определенного периода накопления без процентов.
Сегодня в более чем 30 странах существует несколько тысяч местных общин, которые выпускают собственную валюту, независимую от национальной денежной системы. Системы местных валют — это организованные и управляемые общинами системы обмена произведенных внутри общины товаров и услуг с использованием беспроцентной валюты, обращение которой ограничено географическими пределами местности или общины. Как пример можно также привести кассы взаимопомощи, которые функционировали практически на каждом предприятии в бывшем СССР.

5. Финансовые инструменты, разрешенные нормами украинского законодательства и исламской правовой системы. Возможность применения исламских принципов финансирования в Украине.
Порядок и условия заключения сделок регулируются значительным количеством норм исламского права. Ими четко определяются запреты в торговле и финансах. Изучение торговых запретов позволяет понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм шариата.
Что касается предмета сделки, исламское право запрещает торговые сделки в следующих случаях: купля-продажа “нечистот” (наркотики, алкогольные напитки и прочее); купля-продажа товаров отнятых насильно (касаб); купля-продажа предметов, не являющихся собственностью продающего (например, не пойманного хищного животного); торговое дело, связанное с запретной, азартной игрой (кумар); сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); продажа “смешанных” товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром).
Что касается порядка заключения сделок, нормами шариата осуждаются: заключение торговых договоров с презренными и подлыми людьми; заключение торговых сделок в период между утренним азаном и восходом солнца; чрезмерное увлечение делом продажи и купли пшеницы, ячменя и других подобных товаров; стремление купить вещь раньше другого покупателя.
Согласно исламу, в своих действиях и поведении все участники рыночных отношений обязаны руководствоваться принципами справедливого обмена. Это предполагает свободное заключение сделок, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку и продавцов, и покупателей, честность в торговле, наличие полной информации о качестве, количестве и цене товаров.
В исламском праве обозначены обязанности потребителя и производителя. Потребителям рекомендуется воздерживаться от приобретения запрещенных исламом товаров (например, вина, свинины) и проявлять умеренность в покупках, избегая непроизводительных трат. Производителю предлагается руководствоваться продуманными решениями, принимая в расчет интересы общества, так или иначе связанные с уровнем цен на предметы первой необходимости, с состоянием занятости и наличием товаром, жизненно важных для абсолютного большинства населения. (1)
Для анализа соответствия всех возможных по законодательству Украины сделок нормам шариата необходим больший объем, чем предусмотренный требованиями к данному исследованию. Поэтому исследование посвящено сравнительному анализу с нормами законодательства Украины только тех сделок, в которых участвуют исламские финансовые учреждения.
Главное препятствие, с которым сталкиваются исламские финансовые институты, действующие в неисламских странах - наличие специальной законодательной базы. В Украине такой базы не существует. Так, в Украине, согласно статье 48 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли (за исключением реализации памятных, юбилейных и инвестиционных монет) и страхования. То есть банки в Украине не могут заниматься деятельностью, которая составляет значительную долю в деятельности исламских банков.
Хотя ислам запрещает извлечение прибыли в форме процента, нет никаких возражений против вступления владельца капитала в партнёрство с предпринимателем и  участие первого в разделении деловых рисков. Исламские финансовые учреждения используют в своей деятельности на определенный набор финансовых инструментов, отвечающих требованиям шариата. За арабскими названиями, однако, скрываются вещи, знакомые украинским юристам.
Исламские финансовые инструменты охватывают все виды коммерческой и производственной деятельности. Основными моделями исламского финансирования являются: mudharabah (Profit Loss Sharing – участие в прибылях), musharakah (Joint Venture – совместный бизнес), murabahah (Cost Plus – перепродажа с наценкой), bai' Bithaman Ajil (Deferred Payment Sale – сделка с отсрочкой платежа), qardul Hassan (Benevolent Loan – беспроцентное кредитование), ijarah Thumma Al Bai' (Hire Purchase – аренда с правом выкупа), bai' al-Inah (Sell and Buy Back Agreement – продажа с правом выкупа), hibah (Gift – премиальное участие), wakalah (Agency – агентские услуги), takaful (Islamic Insurance – страхование), sukuk (Islamic Bonds – ценные бумаги), bai Salam (Prepaid purchase –предоплата) и другие.
«Мудараба» (mudhaarabah) - специальное партнерство, доверительное финансирование. Одна сторона (поставщик капитала) предоставляет капитал, а другая (оператор) инвестирует его в торговлю или иной бизнес. С каждой стороны могут участвовать одно или несколько лиц, организация, финансовая группа или банк. В системе «мудараба» поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Конкретная сумма не может быть оговорена. Однако в случае убытка поставщик капитала принимает его на себя в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал). Оператор свободен в выборе направлений вложения капитала в любой торговый или промышленный бизнес, дозволенный исламом. Поставщик капитала лишен контроля над управлением проектом, то есть он не вмешивается в повседневное управлением проектом (в отличие от контрактов «мушарака»).
Поскольку система «мудараба» имела возможности для злоупотреблений одной из сторон, юристы разработали ряд условий действительности контракта мудараба в целях защиты интересов обеих сторон. На некоторые из условий взгляды юристов отличаются. Вместе с тем, при использовании системы «мудараба» в современных условиях необходимо оговорить следующие моменты:
а) поставщик капитала не будет вмешиваться в текущие дела оператора. Оператор будет предоставлять поставщику капитала регулярную отчётность о состоянии бизнеса;
б) оператор может привлекать собственные средства под данный проект только с разрешения на это поставщика капитала. Таким же образом оператор может привлекать средства из других источников на условиях «мудараба»;
в) финансовая ответственность поставщика капитала ограничивается его вкладом за исключением случаев, когда он увеличил свои обязательства разрешив оператору занимать средства от своего имени из других источников;
г) в случае несения убытков, за исключением случаев, когда убытки произошли по вине или халатности оператора, все убытки несёт поставщик капитала.
Исламский банк, используя этот финансовый инструмент, попеременно выступает  то трастовым управляющим, когда работает со средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода от которого должна составить прибыль банка, а через него - его  вкладчиков.
«Мудараба» является справедливой и эффективной сделкой с точки зрения использования денежных средств. Подобная система распространена и в странах романо-германской и англо-саксонской систем права в виде венчурного инвестирования.
Венчурное инвестирование – это финансирование частным предпринимательским капиталом проекта, успешная реализация которого не гарантирована. Понятие «венчур» (venture) в переводе с английского означает «риск», «рискованное начинание», «рисковое предприятие». Венчурный капитал как альтернативный источник финансирования в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В Европе он появился только в конце 70-х.
Венчурный фонд согласно Закону Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)» — это институт совместного инвестирования закрытого типа, недиверсифицированного вида, который осуществляет исключительно частное размещение ценных бумаг собственного выпуска, и активы которого более чем на 50% состоят из корпоративных прав и ценных бумаг, не допущенных к торгам на фондовой бирже или в торгово-информационной системе. Венчурный фонд выступает посредником между институциональными инвесторами, которые предлагают капитал, и компаниями, которым необходимы эти деньги.
Фонд либо выступает соучредителем предприятия, либо приобретает часть акций на вкладываемую сумму, либо выделяет так называемый связанный (инвестиционный) кредит и вводит в правление свое доверенное лицо. Таким образом, ведется непрерывный контроль над расходованием средств и положением предприятия.
Схема венчурных инвестиционных фондов приобретает большую популярность в Украине. Это простой, но в то же время универсальный механизм вложения средств в различные проекты. Неоспоримым преимуществом венчурных фондов является то, что они представляют собой своеобразные «налоговые зонтики». Налогообложение происходит только при выплате доходов участникам венчурного фонда. Венчурные инвестиционные фонды платят 25 %-ный налог на прибыль только при закрытии.
Учитывая изложенное, правоверные мусульмане могут быть участниками венчурных фондов. К сожалению, как упоминалось, этой возможности в настоящее время (до внесения изменений в законодательство) не имеют физические лица.
«Негативной национальной особенностью является то, что в роли инвесторов в украинских венчурных фондах не могут выступать физические лица. В перспективе нашему законодательству было бы необходимо нововведение по подобным фондам, которое бы давало право частным инвесторам (физическим лицам) вкладывать собственные средства в институты совместного инвестирования (ИСИ). И прогнозные расчеты экспертов это явно подтверждают. По оценкам аналитиков, при законодательном разрешении физическим лицам инвестировать в проекты недвижимости через механизмы ИСИ в реальный сектор отечественной экономики только за первый год действия такого закона по ступило бы до 5% депозитов, а на протяжении следующих трех-пяти лет — до 25%. Очевидно, что игнорировать такой мощный внутренний инвестиционный ресурс просто не эффективно». (2)
Появление в Украине венчурных фондов способствовало возникновению новых инвестиционных возможностей, отличных от пассивных банковских депозитов. Основными сферами использования венчурных инвестиционных фондов являются: строительство (использование ценных бумаг для налоговой оптимизации строительства и продажи недвижимости); банковский бизнес (оптимизация кредитного портфеля, увеличение уставного фонда и регулятивного капитала банка); производство (использование ценных бумаг и механизма займа для налоговой оптимизации производственной и торговой деятельности); страхование (использование фондов для реинвестирования страховых платежей, управление страховыми резервами); инновации (использование фондов для привлечения инвестиций и финансирования перспективных инвестиционных проектов и интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау). Учитывая сегодняшние тенденции развития экономики и планируемые изменения в законодательстве (принятие решения Национальным банком Украины о снижении учетной ставки, утверждение в Налоговом кодексе ставки налога на прибыль по депозитам в размере 5%), а также рост доходности фондового рынка позволяют прогнозировать частичный отказ от депозитных вкладов в пользу фондового рынка.
«Мушарака» (mushaarakah) - партнёрское соглашение, по которому две и более сторон вступают в отношения делового партнёрства с заранее определённым капиталом и разделением прибылей или убытков. «Мушарака» предполагает, что все участники выступают в роли партнеров по бизнесу. Партнеры берут на себя часть прибыли или убытка пропорционально первоначальному вложению капитала в бизнес и согласовывают сроки и условия их распределения. «Мушарака», как правило, ограничена во времени и создается для осуществления определенного проекта. «Мушарака» может создаваться с нуля или же можно войти в состав и участвовать в уже существующей.
«Мушарака» напоминает по форме обычное партнерство с участием в прибылях, знакомое праву романо-германской и англо-саксонской систем. Фундаментальное различие состоит в отсутствии процентных  отношений в исламском типе партнерства.
Условия  контракта «мушарака» сводятся к следующим:
а) соглашение «мушарака» может быть заключено в отношении как единовременной сделки, так и ведения всего бизнеса и может быть возобновлено с согласия сторон;
б) все инвесторы имеют право на участие в управлении бизнесом, однако это не является требованием;
в) всем партнёрам на регулярной основе будет предоставляться информация о состоянии бизнеса и его финансовом состоянии.
г) в целях разделения прибылей или убытков капитальные вложения сторон должны быть приведены к общей деноминации путём умножения сумм на количество дней, в течение которых каждая отдельная статья финансирования реально участвовали в деле;
д) управление проектом может осуществляться как обеими сторонами, так и одной из них.
В украинском законодательстве можно провести аналогию между «мушарака», договором о совместной деятельности (статьи 1130, 1131 Гражданского кодекса Украины – далее ГКУ) и простым обществом (статьи 1132-1143 ГКУ). Простое общество является законодательной новеллой для Украины, поэтому правовое регулирование его статуса, статуса имущества, распределения прибылей, покрытие расходов и убытков кажется неожиданным и непривычным.
Гражданским кодексом Украины предусмотрено, что по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, которая не противоречит закону. При этом совместная деятельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников (простое общество) или без объединения вкладов участников. То есть, совместная деятельность, в том числе и в форме простого общества, осуществляется без создания юридического лица.
По договору простого общества стороны (участники) берут обязательство объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижение другой цели (ст. 1132 ГКУ). Вкладом участника считается все то, что он вносит в совместную деятельность (общее имущество), в том числе средства, другое имущество, профессиональные и другие знания, привычки и умение, а также деловая репутация и деловые связи (часть 1 ст. 1133 ГКУ). При этом вклады участников считаются равными по стоимости, если другое не вытекает из договора простого общества или фактических обстоятельств; денежная оценка вклада участника проводится по согласованию между участниками (часть 2 ст. 1133 ГКУ). Внесенное участниками имущество, которым они владели на правах собственности, а также произведенная в результате общей деятельности продукция, плоды и доходы є общей частичной собственностью участников, если другое не установлено договором простого общества или законом (часть 1 ст. 1134 ГКУ).
Статья 1135 ГКУ предусматривает такие варианты общего ведения дел участников:
а) каждый участник имеет право действовать от лица всех участников;
б) ведение общих дел осуществляется отдельным участником;
в) ведение дел осуществляется совместно всеми участниками.
Согласно статье 1139 ГКУ предусматривает, что прибыль, полученная участниками договора простого общества в результате их общей деятельности, распределяется пропорционально стоимости их взносов в общее имущество, если другое не установлено договором или по договоренности участников. Условие договора о лишении или отказе участника от права на часть прибыли является никчемным (часть 2 ст. 1139 ГКУ).
Простое общество не определено как субъект предпринимательской деятельности ни ГКУ, ни Хозяйственным кодексом, поэтому против него не может быть возбуждено дело о банкротстве согласно Закону «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» («должник – субъект предпринимательской деятельности», а «банкротство – признанная судом невозможность должника восстановить свою платежеспособность»).
ГКУ не содержит ограничений относительно сторон договора простого общества. Сторонами (участниками) могут быть юридическое или физический лица, в том числе и иностранные. Хотя существует мнение, что если целью договора является постоянная деятельность для получения прибыли (предпринимательская деятельность), сторонами могут быть только частные предприниматели и/или коммерческие организации (3). Если это мнение найдет подтверждение, мусульмане без приобретения статуса субъекта предпринимательской деятельности, не смогут вести совместную деятельность по украинскому законодательству, аналогичную «мушарака».
«Кардул Хасана» (qardul hasanah) - беспроцентная ссуда. Термин буквально переводится как "хорошая ссуда". Состоятельные мусульмане могут делать краткосрочные либо долгосрочные вклады на счета до востребования. Вкладчику гарантируется возврат средств, но сверх этой суммы он ничего не получает. Это своеобразная форма благотворительности: именно данные счета являются источником беспроцентных ссуд.
Вместе с тем, предоставление беспроцентных кредитов влечёт за собой определённые расходы для банка. Поэтому допускается возмещение банком затрат на предоставление такого кредита. По желанию, клиент может наряду с основным долгом выплатить банку определенную сумму в виде добровольных премиальных.
Гражданское законодательство Украины определяет договор займа как гражданский договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же самого рода и качества (статья 1046 ГКУ).
По общему правилу, договор займа является оплатным, поскольку займодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, но может быть и безвозмездным, если это установлено договором или законом. Статья 1048 ГКУ имеет диспозитивный характер и устанавливает презумпцию оплатности договора займа: займодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если безвозмездность данного договора не установлена договором или законом. Закон устанавливает только два случая, когда договор займа автоматически считается беспроцентным:
— если договор займа заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую пятидесятикратного размера не облагаемого налогами минимума доходов граждан, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
— заемщику переданы вещи, определенные родовыми признаками (статья 1048 ГКУ).
Тем не менее, норма статьи 1048 ГКУ является диспозитивной и оставляет сторонам таких договоров право предусмотреть выплату процентов займодавцу.
Эта норма коварна, так как позволяет большой категории займодавцев неожиданно требовать уплаты процентов даже в случае, если стороны устно договорились о беспроцентном займе. Даже суд будет вынужден признать правоту займодавца, требующего от должника выплаты процентов за «беспроцентный» заем, если в договоре ничего не сказано о том, что проценты по займу не начисляются. Чтобы этого не произошло, следует обязательно указать в договоре, что заем является беспроцентным.
Когда предметом займа выступают денежные средства, то применяется правило статьи 625 ГКУ, в соответствии с которым заемщик не освобождается от ответственности за невозможность выполнения им денежного обязательства. Если предметом займа являются вещи, определенные родовыми признаками, то независимо от того, процентный или беспроцентный был заем, заемщик, просрочивший выполнение своего обязательства, должен выплатить заимодавцу неустойку. Право на неустойку возникает независимо от наличия у заимодавца убытков, причиненных невыполнением или ненадлежащим выполнением обязательства заемщиком.
Таким образом, с определенными условиями, правоверные мусульмане могут быть стороной в договоре займа по законодательству Украины. На государственном уровне для реализации инвестиционных проектов субъектами малого и среднего бизнеса применяется система предоставления кредитов с частичным возмещением процентных ставок за счет средств государственного бюджета.
«Мурабаха» - поставки товара продавцом покупателю с определённой и согласованной прибылью. Иначе эту операцию можно назвать сделкой «стоимость плюс маржа». В «мурабахе» может применяться оплата как при получении товара, так и с отсрочкой.
Исламские банки могут заниматься обеими видами сделок, так как им не запрещено вступать в торговые отношения. Так как банк приобретает право на товары, будучи задействованным в процессе его купли-продажи, его прибыль извлекается из конкретных услуг, которые несут определенный риск и поэтому эта прибыль легитимна.
«Мурабаха», если ее оценивать с точки зрения украинского законодательства и учесть, что покупка оплачивается в рассрочку, напоминает коммерческий кредит. Понятие коммерческого кредита установлено статье 1057 ГКУ. Как видно из текста статьи, фактически, коммерческим кредитом может считаться любое несовпадение в части исполнения встречных обязательств по заключенным договорам, когда товары, работы, услуги поставляются раньше их оплаты, либо платежи осуществляются ранее передачи товаров, работ, услуг. То есть, коммерческий кредит возникает и при отсрочке платежа, и при предварительной оплате. Таким образом, наличие в сделке (купля - продажа, поставка, подряд) условия, предусматривающего отсрочку платежа либо предварительную оплату, свидетельствует о предоставлении коммерческого кредита.
Однако предусматривать начисление процентов в договорах подряда, купли-продажи, поставки нет необходимости. В договорах купли-продажи и поставки это можно не делать в силу части 2 статьи 1057 ГКУ, которой предусмотрено, что к коммерческому кредиту применяются правила статей 1054-1056 Кодекса (то есть нормы распространяющиеся на кредитный договор), если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство. То есть, к договору купли-продажи должен применяться иной порядок регулирования, регламентированный главой 54 “Купля – продажа”, а не статьями 1054-1056 ГКУ. А согласно части 2 статьи 712 ГКУ к договору поставки применяются общие положения о купле-продаже, если иное не установлено договором поставки, законом или не вытекает из характера отношений сторон.
Возможность и порядок предоставления коммерческого кредита юридическими лицами, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, определяются общими положениями о кредите (статьи 1054-1056 ГКУ) в той части, в которой они не противоречат положениям о договоре, из которого и возникает обязательство относительно коммерческого кредита.
Коммерческий кредит обслуживает только процесс обращения товаров и представляет собой кредит для завершения этого процесса, а потому сфера его функционирования ограничена. Вместе с тем коммерческий кредит стимулирует и ускоряет сбыт товаров и уменьшает время пребывания капитала в товарной форме. Возрождение и легализация коммерческого кредита в Украине обусловлена активизацией формирования рыночных отношений, демонополизацией банковского дела.
«Салам» (salam) – сделка, в которой покупатель заранее оплачивает определенное количество товара определенного качества, который будет поставлен в установленное время в будущем по оговоренной цене. Этот финансовый инструмент похож на фьючерсы или форвардные закупочные контракты и применяется чаще всего при сезонных закупках, например, сельскохозяйственной продукции, а также во всех других случаях, когда продавцу требуются оборотные средства до начала поставки.
«Салам» применяется преимущественно в аграрном секторе и похож на договор контрактации. Участники аграрного рынка стараются установить долгосрочные хозяйственные связи относительно купли-продажи сельскохозяйственной продукции. Перерабатывающие и торговые предприятия часто уже весной заключают договоры с сельскохозяйственными производителями. Долгосрочные связи разрешают как сельскохозяйственным производителям, так и перерабатывающим и торговым предприятиям планировать свою деятельность. Однако Хозяйственным кодексом Украины (далее – ХКУ) предпринята не очень удачная попытка вывести сельскохозяйственную продукцию из-под сферы действия норм о договорах поставки. Попытка неудачна, так как эти нормы ХКУ служат примером неудачного и неполного использования законодательства СССР. В ХКУ же нет четкого разграничения случаев применения договоров поставки и договоров контрактации. Такая неоднозначность может иметь неблагоприятные последствия, особенно учитывая обязательность заключения только договоров поставки во многих случаях.
Согласно части 1 статьи 272 ХКУ, государственная закупка сельскохозяйственной продукции осуществляется по договорам контрактации, которые заключаются на основе государственных заказов на поставку государству сельскохозяйственной продукции. Однако часть 1 статьи 272 ХКУ не ограничивает возможности заключения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции только в случае государственной закупки, как это может показаться на первый взгляд. Это вытекает из определения договора контрактации, которое дается в части 2 статьи 272 ХКУ и статье  713 ГКУ, как договора, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (далее - производитель) обязуется передать организации или предприятию по заготовке (закупке) или переработке (далее - контрактанту) выработанную им продукцию в сроки, количестве, ассортименте, предусмотренные договором, а контрактант обязуется содействовать производителю в производстве указанной продукции, принять и оплатить ее.
Одной из основных преград в правовом оформлении контрактации сельскохозяйственной продукции является жесткая фиксация важных условий договора в ХКУ. Ведь одним из самых сложных вопросов контрактации сельскохозяйственной продукции является определение цены. Во многих случаях стороны не желают устанавливать фиксированную цену в договоре. Это объясняется значительными колебаниями цен на сельскохозяйственную продукцию. Если ГКУ содержит либеральные требования к установлению цены и не требует ее фиксации, то согласно статье 189 ХКУ цена является важным условием хозяйственного договора. В отличие от сделок «салам», юридические лица в Украине часто стремятся установить нефиксированную цену в договоре контрактации. Для этого применяются: последующие изменения к договору с изменением цены, указание в договоре на возможность изменения цены при наступлении определенных условий, заключение предварительного договора.
«Иджара» (ijara) - контракт, по которому одна сторона получает право использования того или иного продукта на  основе аренды. Юристы подчёркивают, что в контракте «иджара» должны быть чётко оговорены срок аренды и арендная плата в целях избежания разногласий между сторонами. Разновидностью «иджары» является контракт «иджара ва иктина», согласно которому арендодатель соглашается на передачу собственности на товар арендатору по истечении срока аренды и полной выплаты арендной платы арендатором. Данный договор должен содержать те же условия, что и договор «иджара». Исламские банки оказывают непрямое финансирование клиентам через два вышеупомянутых типа контракта, приобретая активы и сдавая их в аренду своим клиентам. Вместе с тем, согласно с требованиями шариата предмет аренды должен использовался продуктивно.
Таким образом «иджара» хорошо известна украинским юристам как лизинг, предусмотренный статьей 292 ХКУ, статьями 806-809 ГКУ. Во многих странах, в том числе и в Украине, выполнением лизинговых операций, как правило, занимаются специальные финансовые организации - лизинговые компании, которые пользуются поддержкой коммерческих банков.
Изложенное свидетельствует о том, что мусульманские юристы разработали многочисленные креативные финансовые продукты на принципах разделения прибыли и риска. Вышеописанное не исчерпывает все возможные методы замены сделок, основанных на проценте при переходе от процентной системы к исламской беспроцентной.
Краеугольный камень исламской экономики — свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Принцип свободы договора также закреплен в части 3 статьи 6 ГКУ, согласно которой стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по своему усмотрению. Для договорных отношений характерно такое соотношение диспозитивного и императивного принципов, при котором последний должен применяться только как исключение. Однако 08.02.2007 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упорядочения возможности диспозитивного применение норм)”, (реестр. № 2660). Законопроектом предлагается упоминавшуюся часть 3 статьи 6 ГКУ изложить в такой редакции: "Стороны в договоре могут отступить от положений  актов гражданского  законодательства  и урегулировать свои отношения на собственное усмотрение, если в этих актах прямо указано об этом ". Таким образом, предложенная проектом редакция сужает возможность сторон договора самостоятельно определять его условия, поскольку требует, чтобы это прямо разрешалось актами гражданского законодательства. Предлагаемые изменения не только противоречат природе договорных отношений и гражданского права в целом, поскольку безосновательно ограничивают принцип диспозитивности и означают возможность возвращения к старой модели. Внесение указанных изменений значительно ограничит существующую сегодня практику в сфере договорных отношений.

6. Деятельность российского исламского коммерческого банка "Бадр Банк"
Трудности соблюдения норм шариата в неисламских странах, в частности, регулирующих финансовые отношения, можно проиллюстрировать примером деятельности «Бадр Банка».
«Бадр Банк» был учрежден в России в 1997 году. В 1998 году принят в Международную ассоциацию исламских банков (International Association of Islamic Banks) и признан Исламским банком развития (Islamic Development Bank) как первый российский банк, функционирующий на исламских принципах. Несмотря на кризис, поразивший в августе 1998 года российскую банковскую систему, и на трудности, с которыми пришлось столкнуться в связи с неразработанностью исламских принципов финансирования в России, «Бадр Банк» выстоял и зарекомендовал себя как достаточно стабильный финансовый институт. По итогам рейтингов, проводившихся рядом российских изданий, "Бадр Банк" назван в числе банков, у которых "отсутствуют признаки проблемности". Клиентская база Банка включала ряд крупных торговых компаний, страховые компании, строительные организации, аудиторско-консультационные фирмы. Являясь единственным российским членом влиятельной международной Ассоциации Исламских Банков и благодаря своим связям «Бадр Банк» стал главным проводником российских финансовых интересов на Ближнем Востоке, Малазии, Индонезии, Пакистане, Турции. Соответственно и интересы бизнеса этих стран в России реализовывались через него.
Однако Центробанк России аннулировал 4 декабря 2006 года лицензию «Бадр Банк» на банковскую деятельность и ввел режим внешнего управления. При этом было заявлено, что «Бадр Банк» лишен лицензии как нарушитель закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма». Суть претензий Центробанка сводится к четырем трансакциям о которых банк не уведомил Росфиннадзор. Такими трасакциями Центробанк посчитал комиссию, списанную банком со счетов своих клиентов за расчетно-кассовое обслуживание.
В заявлении пресс-службы «Бадр Банка» подчеркивается, что банк не согласен с категоричными и необоснованными выводами, которые носят обобщающий характер и не основываются на существенных и точных замечаниях. «Бадр-Форте Банк» являлся единственным российским Банком, воспринимаемым в исламском мире как структура, использующая в своей деятельности в рамках российского законодательства исламские принципы. Банком были налажены устойчивые отношения с исламским финансовыми, банковскими структурами. Банк имел высокую деловую репутацию во всем исламском мире. Предвзятое отношение со стороны контролирующих органов, превратное понимание специфики банка, региональная направленность - это те истинные причины, которые привели к столь жестоким мерам наказания. Отзыв лицензии у Бадр-Форте Банка очередное проявление исламофобии и нежелании определенных кругов развития российско-исламских отношений. (4)
Возможно, трудности с выходом финансовых учреждений, основывающих свою деятельность на принципах шариата, на неисламские рынки связана со страхом «исламской экспансии». Подтверждение тому – периодически появляющиеся заключения экспертов: «Сегодня атака спекулятивного “сверхкапитала” вполне сопоставима по экономическим последствиям с прямой военной агрессией. Иначе говоря, глобальные финансы при определенном их использовании могут не только выполнять свои прямые функции средства инвестиций, расчетов, накоплений, но и играть роль оружия, т.е. иметь второе — “военное” назначение.(5)
«В общественном сознании слова «ислам» и «терроризм» усилиями огромного числа агитаторов и пропагандистов оказались связанными. Эксплуатация этой искусственно поддерживаемой связки носит самый циничный характер. Поиграть на этой теме любят, как оказалось, не только публицисты, подвизающиеся в желтых изданиях, но и госструктуры. Пример тому – история с «Бадр-Форте» банком». (6)
Кроме того, в странах, в которых наряду с исламскими функционируют и традиционные банки, у клиентов, которые не являются искренне верующими, может появиться нежелание делиться с банками прибылью от своего бизнеса. Во-первых, такие клиенты могут считать, что банк не вправе претендовать на долю в прибыли, которая может быть значительной, потому что он не имеет  отношения к управлению и функционированию предприятия. Во-вторых, клиенты опасаются, что через банк информация об их доходах попадет в налоговые органы, что неблагоприятно скажется на налоговом бремени. Кроме того, клиент может опасаться, что его коммерческие тайны через персонал банка могут стать известными другим предпринимателям (конкурентам). В силу этих и ряда других причин доходность исламских банков находится практически на том же уровне, что и у банков традиционной банковской системы.
Сама исламская финансовая система не лишена недостатков и продолжает реформироваться. Вместе с тем, из опыта исламских банков европейская и американская финансовые системы могут извлечь для себя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщества не должны становиться удавкой на горле реального сектора». (7)

7. Заключение.
Анализ нормативной и правоприменительной практики различных стран в сфере коммерческого права свидетельствует об усилении тенденции взаимного влияния правовых систем. В первую очередь это касается законодательства стран, относящегося к англосаксонской и романо-германской правовым семьям. Однако и мусульманская правовая семья не остается в стороне от процессов глобализации.
Мусульманские юристы продолжают разрабатывать новые виды институтов и услуг. В итоге исламские банки и страховые компании предлагают своим клиентам те же услуги, что и аналогичные (неисламские) финансовые институты. Разница кроется в самом механизме предоставления данных услуг. Поэтому некоторые исследователи считают исламскую экономическую модель альтернативой западной.
Современное толкование шариата не препятствует заимствованию многих либеральных демократических институтов и процедур. Интересно, что к шариату апеллируют как сторонники адаптации западных институтов и норм в исламском мире, так и ее противники. Разумеется, противоречия между исламскими и западными политико-правовыми ценностями не только вероятны, но в ряде случаев неизбежны. Но диалог между ними по-прежнему актуален, а предел сближения позиций сторон еще далеко не достигнут. О реальности позитивного сочетания этих ценностей говорит правовое развитие мусульманского мира. (8)
Скептики утверждали, что исламская банковская система нежизнеспособна. Однако исламские банки доказывают обратное. Институты, функционирующие на принципах шариата, в том числе исламские банки, занимают все более значимые позиции в мировой экономике. С 1993 года общие активы IFSI (Islamic Finance and Services Industry) увеличивались ежегодно на 22,94% и в 2003 году достигли $175 млрд. Ожидается, что к 2013 году общие активы IFSI вырастут до $1,082 трлн. На сегодняшний день общее количество активов Исламских институтов превышает 250 млрд. долларов США и увеличивает на 15% ежегодно. Стоит также отметить, что за последние 5 лет рынок Исламских ценных бумаг (sukuk) вырос до 41 млрд. долларов США. (9)
Эксперты прогнозируют, что экспансия исламской экономической модели будет продолжаться. Такая экспансия обусловлена рядом позитивных черт исламской экономической модели:
а) справедливость - финансирование по исламской модели позволяет покончить с зависимостью реального сектора от интересов банковского капитала, характерной для системы, основанной на ссудном проценте.
б) стабильность - исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов.
в) равномерное кредитование всех отраслей экономики – развитие общенациональных интересов, а не отдельно взятых групп.
г) социальная ответственность и благотворительность - обязательное условие работы исламских финансовых институтов.
д) гибкость - в 2006 году Бахрейнское денежно-кредитное агентство выдало лицензию женскому исламскому банку «Масрафи». Это первый банк в котором руководство женщины и обслуживает он исключительно слабый пол. Стоит отметить, что сегодня по статистике женщины стран Персидского залива владеют суммой в размере $38 млрд. (9)
Коме того, согласно социологическим опросам, не только мусульмане лишены возможности реализовать свои планы при существующей экономической модели по этическим мотивам. То же самое относится и к православным. Морально-этические императивы, лежащие в основе мусульманских экономических теорий, являются если не общими, то понятными последователям всех традиционных религий. Это закладывает фундамент для дальнейшей работы исламских финансовых учреждений в мире. Возможно, поэтому целый ряд таких учреждений не имеет в названии слова "исламский", тем самым претендуя на универсальность своих услуг. (10)
Украина давно получила независимость, но в силу ряда причин до сих пор не имеет национальной экономической модели. Возможно, имеет смысл при разработке национальной экономической модели обратить внимание на позитивные наработки исламской экономической модели. Тенденции мусульманского системы права подтверждают возможность позитивного взаимодействия европейской и исламской правовых культур. В Украине, в частности, в регионах традиционного распространения ислама, отдельные институты, принципы и нормы мусульманского права могут оказаться полезными для решения целого ряда социальных и экономических проблем. Внимание к исламской правовой культуре стимулируется и внешнеполитическими факторами. В частности, активизацией сотрудничества Украины с мусульманским миром, а также необходимостью идейного противодействия исламскому экстремизму.
Кроме того, украинские традиционные банки и страховые компании будут иметь конкурентов, заставляющих их не забывать в погоне за прибылью о морально-этических аспектах ведения бизнеса. В таком развитии событий заинтересованы не только мусульмане.
Формирующаяся философия глобального сообщества предполагает введение этических ограничителей в человеческую деятельность. Принципы, лежащие в основе исламской модели полностью вписываются в эту тенденцию.
Подтверждением этому может быть, в частности, введение в 2006 году Международным индексным агентством Dow Jones нового индекса - Islamic Market BRIC Index. В него вошли 58 компаний из Бразилии, России, Индии и Китая, которые отвечают нормам шариата относительно ведения бизнеса. Помимо довольно жестких условия для попадания в этот список, в индекс включаются только акции, поскольку владеть облигациями и другими бумагами с фиксированным доходом мусульманам запрещено. Украинских компаний в «мусульманских» и не только индексах Dow Jones нет. На данный момент ценные бумаги украинских компаний еще не настолько заинтересовали мусульманских инвесторов, чтобы попасть в специализированные индексы. Однако нахождение в них, особенно в случае создания специальных индексов по Восточной Европе, даст возможность привлечь дополнительных инвесторов, причем не только из мусульманских стран.
Бизнес, основанный на нормах шариата, приемлем для всех вероисповеданий. «На благо религии некоторые аспекты глобализации облегчили распространение универсального послания веры. Впервые в истории у нас есть возможность передать всему человечеству универсальную сущность каждой из наших религий. …Общественная реальность вынуждает нас освободиться от наших предрассудков и выработать универсальный курс, более примирительный по отношению к другим. Возможно, это и есть путь, который нации должны избрать для построения мирового сообщества, основанного на общей всем нам человечности, - сообщества, к которому глобализация никогда не сумеет привести. Может быть, мы поймем, таким образом, лучше слова прославленного мистика Джалауддина ар-Руми: "Светильники - разные, но свет один и тот же". (11)

8. Источники и литература.
1. Торговля и предпринимательство в исламском праве. Рахманов А.Р., Латибов И. -http://rli.consultant.ru/magazine/2004/01/forlaw/art2/
2. В Украине роль инвестиционных трастов выполняют институты совместного инвестирования - (ИСИ) - http://www.domik.net/mod/main/articles/dcx-1/cat12244/id11875535/
3. Гражданский кодекс Украины. Комментарий. //Харьков, «Одісей», 2004 - с.735.
4. Заявление пресс-службы МКБ "БАДР-ФОРТЕ БАНК" в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций - http://www.regions.ru/news/2035335/
5. Исламские финансы - http://okrug.metod.ru/books/islam/Resume/getindex
6. Евгений Золотов. Центробанк – главный российский рейдер. - http://www.compromat.ru/main/ignatiev/badrforte.htm
7. Насcер Найми. Исламская банковская система. // «Персонал» № 2, 2004 – с. 38.
8. Леонид Сюкияйнен. На западный лад с исламским акцентом. - http://religion.ng.ru/problems/2007-01-17/4_pravo.html
9. rufatedu.castel.az/islam/IRTI%20Course%202006/Behnam9.doc
10. Ренат Беккин. Исламская экономика – немусульманам. - http://www.zamanaonline.com/islam/09/econom.htm
11. Глобализация и религия - http://islam.com.ua/articles/today/policy/101/
12. Гражданский кодекс Украины. //Киев «Аттика», 2003
13. Хозяйственный кодекс Украины. //Киев «Аттика», 2003
14. Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды» N 2299-III от 15.03.2001 г. - Ведомости Верховной Рады, 2001, N 21, ст.103
15. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» N 2121-III от 07.12.2000 г. - Ведомости Верховной Рады, 2001, N 5-6, ст.30
16. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» в редакции Закона N 784-XIV от 30.06.1999 г.- Ведомости Верховной Рады, 1999, N 42-43, ст.378

Автор: Фроня Надежда

Опубликовано

http://islam.in.ua/15/rus/full_articles/1129/visibletype/1/index.html

Отправить комментарий