21 марта 2016

О неизбежном. О налогах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 09.03.2016 г. N 2457/К/99-99-17-02-03-14
   О рассмотрении обращения

Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), рассмотрела обращение и в пределах компетенции сообщает.
Пунктом 52.5 статьи 52 Кодекса установлено, что контролирующие органы имеют право предоставлять консультации исключительно по вопросам, относящимся к их полномочиям. Кроме того, налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).
Пунктом 191 статьи 19 Кодекса определены функции контролирующих органов, в частности контролирующие органы осуществляют контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, сборов, платежей, установленных Кодексом, предоставляют консультации в соответствии с нормами Кодекса, законодательством по вопросам уплаты единого взноса и информационно-справочные услуги по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
В соответствии с пп. 14.1.55 п. 14.1 ст. 14 Кодекса доход, полученный из источников за пределами Украины, - любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, наследство, подарки, выигрыши, призы, доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам, от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины, включая подвижной состав транспорта, приписанного к расположенным за пределами Украины портам, доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины, доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т.д.; другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных контролирующим органам.
Плательщиками налога на доходы физических лиц является, в частности, физическое лицо - резидент, получающий доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы (пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 Кодекса).
Пунктом 163.1 статьи 163 Кодекса установлено, что объектом налогообложения резидента является: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении (выплате, предоставлении), иностранные доходы - доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.
В то же время в случае, если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога - получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставке, определенной пунктом 167.1 статьи 167 Кодекса (пп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 Кодекса).
Согласно пункту 164.4 статьи 164 Кодекса при начислении (получении) доходов, полученных в виде валютных ценностей или других активов (стоимость которых выражена в иностранной валюте или международных расчетных единицах), такие доходы перерасчитываются в гривну по валютному курсу Национального банка Украины, действующему на момент начисления (получения) таких доходов.
Вместе с тем сумма налога с иностранного дохода плательщика налога - резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (пп. 170.11.4 п. 170.11 ст. 170 кодекса).
При этом лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с других доходов, в том числе иностранных, является плательщик налога (п. 171.2 ст. 171 Кодекса).
Следует отметить, что для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где приобретается такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если другое не предусмотрено действующими международными договорами Украины.
В случае если в соответствии с нормами международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниям в годовой налоговой декларации.
В случае отсутствия у плательщика налога подтверждающих документов относительно суммы полученного им дохода из иностранных источников и суммы уплаченного им налога в иностранной юрисдикции, оформленных в соответствии со статьей 13 Кодекса, такой плательщик обязан подать в контролирующий орган по своему налоговому адресу заявление о переносе срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным. В случае непредставления в установленный срок налоговой декларации плательщик налога несет ответственность, установленную Кодексом и другими законами (пп. 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Кодекса).
Также следует отметить, что с 25.02.2003 г. вступила в силу Конвенция между Правительством Украины и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и предупреждении налоговых уклонений (далее - Конвенция).
В то же время статьей 22 Конвенции установлено, что виды доходов (прочие доходы) резидента Договорного Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях Конвенции, облагаются налогом только в этом Государстве.
Вместе с тем в соответствии с п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Переходных положений Кодекса временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.
Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные статьей 163 Кодекса (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).
Ставка сбора составляет 1,5 проц. объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса (пп. 1.3 п. 161подраздела 10 раздела XX Кодекса).
Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 Кодекса (пп. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).
Также отмечаем, что форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкция относительно заполнения налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах утверждены приказом Министерства финансов Украины от 02.10.2015 г. N 859 "Об утверждении формы налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкции относительно заполнения налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах".
Плательщик налога до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, имеет право обратиться с запросом в соответствующий орган с просьбой предоставить разъяснения относительно заполнения годовой налоговой декларации, а контролирующий орган обязан предоставить бесплатные услуги по такому обращению (п. 179.10 ст. 179 Кодекса).
Вместе с тем пунктом 179.11 статьи 179 Кодекса установлено, что физические лица, которые декларируют имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера в соответствии с Законом Украины от 7 апреля 2011 года N 3206-VI "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" (далее - Закон N 3206), представляют налоговую декларацию исключительно в случаях, предусмотренных разделом IV Кодекса.
Статьей 12 Закона N 3206 установлена обязанность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы (службы) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год.
Разъяснения относительно декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, которые являются приложением к Закону N 3206, не относятся к компетенции Государственной фискальной службы Украины. Следовательно, по данному вопросу необходимо обратиться в Министерство юстиции Украины.
Председатель Р. М. Насиров


Отправить комментарий