28 сентября 2016

Не уверен – не взлетай

Количество счастливых обладателей квадрокоптеров растет. Как и количество правовых вопросов, связанных с таким приобретением. Ведь специальных документов по выполнению полетов беспилотными воздушными судами в Украине пока нет. А пробелы в законодательстве создают возможность для манипуляций законом как владельцами дронов, так и правоохранительными органами.

Использование беспилотных летательных аппаратов  регулируется в Украине теми же актами, которые регулируют полеты обычных самолетов. Воздушный кодекс определяет правила регистрации и готовность аппарата к полету, Положение об использовании воздушного пространства Украины (постановление Кабмина № 401 от 29.03.2002 г.) указывает, в каких зонах они могут летать, а Правила регистрации гражданских воздушных суден (приказ Мининфраструктуры № 636 от 25.10.2012 г.) определяет понятие "беспилотника". А Инструкция по составлению заявок на использование воздушного пространства во время планирования полетов (совместный приказ Минобороны и Минтранса №518/1063 от 14.10.2009 г.) устанавливает порядок подачи заявок на воздушное пространство.
Согласно приказу Мининфраструктуры № 636 от 25.10.2012 г. беспилотниками в Украине считаются воздушные судна без пилота на борту, управление полетом и контроль за которым осуществляется с помощью специальной станции, расположенной за пределами воздушного судна. Таким образом, дроны, которые осуществляют полет самостоятельно (без участия оператора, находящегося на земле), вообще не предусмотрены законодательством.
Чтобы воздушные судна могли законно совершать полеты в Украине, они должны быть зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных суден, а пилоты — иметь соответствующие сертификаты. Вместе с тем, регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных суден не подлежат беспилотники до 20 кг, которые используются для развлечений и спортивных соревнований (п. 2.15. приказа,  ст. 39 п. 4 Воздушного кодекса Украины).
Таким образом, не каждая «игрушка» подлежит внесению в реестр, ведь модель весом более 20 кг. - исключение, и таких в Украине - единицы. На указанные нормы можно ссылаться в случае требований предъявить  документы на регистрацию дрона.
Если представитель правоохранительных органов все же требует предъявить документы - попросите его представиться, предоставить возможность переписать данные  служебного удостоверения. После уточните, по какой причине необходимо видеть ваши документы. Ведь страж порядка может требовать документы в случае, если подозревает вас в совершении правонарушения. Попросите назвать норму, которую вы, по его мнению, нарушили.
В любой непонятной ситуации рекомендуем записывать происходящее на видео. А также позвонить в полицию (102) и сообщить об инциденте.
Защитники невмешательства в личную жизнь не успокаиваются и ищут пути, чтобы владельцы секретов и тайн не нервничали из-за всевозможных квадрокоптеров с камерами. Может возникнуть необходимость наличия доказательств того, что устройство используется для развлечений и спортивных соревнований Существует мнение, что беспилотники все равно должны быть зарегистрированы в соответствующих федерациях, существующих для развлечений и спортивных соревнований.
Также следует иметь в виду наличие запрещенных зон для полетов. К запрещенным воздушным зонам относятся воздушное пространство над аэропортами, предаэропортовые зоны и приграничные зоны. В радиусе 5 км от крупных аэропортов беспилотник не должен подниматься выше 10 метров. Не желательно летать выше 300 метров (например, если аэропорт находится на расстоянии нескольких десятков километров и самолеты в месте вашего полета идут на снижение или взлет) и возле охраняемых и закрытых объектов. К последним могут быть отнесены вокзалы, мосты, военные объекты, энергетические станции…
Любителям и профессионалам путешествий с квадрокоптерами следует иметь в виду, что в разных странах существуют различные подходы к регулированию полетов беспилотников. Так, в России необходимо регистрировать все беспилотники весом больше 250 граммов. В США обязательна госрегистрация всех без исключения беспилотных управляемых аппаратов массой девять унций (примерно 200 граммов). В Европе жесткие правила на полеты дронов действуют давно. Так, в Париже за запуск квадрокоптера был приговорен к штрафу в тысячу евро журналист канала Al Jazeera. Ведь в столице Франции запрещено использование беспилотных летательных аппаратов без наличия специального разрешения. В Австрии дроны делятся по массе на классы, и интересоваться необходимостью получения лицензии следует в каждом конкретном случае. В Варшаве задержан российский гражданин, запустивший беспилотник вблизи здания правительства и Бельведерского дворца. Гражданину грозит до 5 лет тюремного заключения. Обязанность получать официальное согласие властей на использование беспилотных летательных аппаратов действует с 2014 года и в Индии. Рекомендуем перед поездкой изучить правила ввоза в страну подобных устройств, а также порядка их использования.

НА ЗАМЕТКУ:
Кодекс України про адміністративні правопорушення
Стаття 111. Порушення правил безпеки польотів
Виконання польотів з порушенням нормативно-правових актів, які регулюють діяльність авіації, -
тягне за собою накладення штрафу від шістдесяти до п'ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Кримінальний кодекс України
Стаття 281. Порушення правил повітряних польотів
1. Порушення правил безпеки польотів повітряних суден особами, які не є працівниками повітряного транспорту, якщо це створило небезпеку для життя людей або настання інших тяжких наслідків, -
карається штрафом до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до трьох років.
2. Ті самі діяння, якщо вони спричинили потерпілому середньої тяжкості тілесні ушкодження або завдали великої матеріальної шкоди, -
караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.
3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, якщо вони спричинили загибель людей, або інші тяжкі наслідки, -
караються позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років.

Стаття 282. Порушення правил використання повітряного простору
1. Порушення правил пуску ракет, проведення всіх видів стрільби, вибухових робіт або вчинення інших дій у повітряному просторі, якщо це створило загрозу безпеці повітряних польотів, -
караються штрафом до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або обмеженням волі на строк до п'яти років.
2. Ті самі діяння, якщо вони спричинили потерпілому середньої тяжкості чи тяжкі тілесні ушкодження або завдали великої матеріальної шкоди, -
караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.
3. Діяння, передбачені частиною першою або другою цієї статті, якщо вони спричинили загибель людей, -
караються позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років.

Комментариев нет:

Отправить комментарий